Бронетранспортер (БТР)

Боевая бронированная машина, предназначенная для перевозки к полю боя и поддержки огнем мотострелковых (мотопехотных) подразделений (до 20 человек). Появились в 1918 г. (Великобритания). Различают открытые и закрытые, имеющие и не имеющие башню, колесные, полугусеничные и гусеничные БТР.

Колесные БТР обладают большой скоростью (до 110 км/ч), однако при обычной автомобильной конструкции уступают гусеничным по проходимости и более уязвимы для огня противника. Колеса могут быть повреждены не только пулями, но и различными предметами на поле боя, а быстрая замена их под обстрелом невозможна. Однако введение в 50-х гг. системы подкачки колес дало возможность восполнять потери воздуха в пробитых колесах и регулировать давление для проезда по мягкому грунту и т. п. Применение многоосной схемы (6 —8 колес, расположенных вдоль бортов через равные промежутки) с приводом на все колеса и управлением двумя передними парами дает даже некоторые преимущества перед гусеничной схемой — при подрыве на мине есть возможность продолжать движение на уцелевших колесах.

Советские БТР-60, БТР-70 и БТР-80 были созданы именно по такой схеме. На первых двух устанавливались по два карбюраторных двигателя (на случай повреждения одного в бою), на БТР-80 — один дизельный, от автомобиля Камаз, что повышает безопасность и упрощает эксплуатацию. Масса БТР от 10,3 до 12 т., экипаж 2 человека (водитель и пулеметчик) и 8 человек десант. Скорость по шоссе до 80 км/ч, на плаву (при использовании водомета) — 10 км/ч. Вооруже¬ние — 2 пулемета: 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТ в башенной установке.

Мотострелки ведут огонь из индивидуального оружия через бортовые амбразуры.

Полугусеничные БТР созданы в 20 —30-х гг. на основе автомобилей. Гусеницы вместо задних колес повышали проходимость, однако снижали скорость до 50—60 км/ч. Обычно такие БТР делались открытыми; к ним относятся распространенный в годы войны немецкий БТР фирмы «Хорьх» и ряд американских машин.

Гусеничные БТР получили широкое распространение в 50—60-х гг. благодаря высокой проходимости и надежности, однако их скорость не превышает 70 км/ч. К таким БТР относится американский М113А1 , принятый на вооружение в 1964 г. и остающийся одной из самых распространенных машин этого класса в мире. Его масса 11т, скорость по шоссе до 65 км/ч, на плаву — 5,6 км/ч (движение за счет перемотки гусениц). Экипаж — водитель и 12 пехотинцев десанта; вооружение — 12,7-мм пулемет на крыше (огкрытая установка).

Наиболее перспективными считаются колесные плавающие БТР с усиленной броней и автоматической малокалиберной пушкой и пулеметом в качестве основного вооружения. Такие машины сохраняют высокую подвижность, а по боевым качествам приближаются к БМП.