Гидросамолет

Самолет особой конструкции, способный производить взлет и посадку на водной поверхности. Используются в морской авиации, а также в тех случаях, когда необходимо совершить вылет с посадкой в районе без подходящих посадочных площадок, но с водоемами (многие районы Севера Евразии и Америки, Африки, Южной Америки).

Как боевые самолеты используются для ведения разведки над открытым морем, борьбы с подводными лодками, поисково-спасательных и десантных операций.

До 30-х гг. использовались как торпедоносцы, впоследствии от этой идеи отказались из-за относительно большой уязвимости Гидросамолеты (при повреждениях корпуса или поплавков зенитным огнем они не могли нормально совершить посадку).

Конструкция Гидросамолета может быть различной; обычно выделяют летающие лодки, поплавковые Гидросамолеты и самолеты-амфибии. У летающих лодок плавучесть обеспечивается за счет корпуса, напоминающего формой — скоростную лодку; крылья обычно поддерживаются на воде дополнительными поплавками.

Двигатели располагаются над корпусом или на высоко расположенных крыльях, чтобы исключить их захлестывание волной. По этой схеме выполнено большинство тяжелых Гидросамолетов.

Гидросамолет на поплавках представляют собой обычные, реже специально спроектированные самолеты, установленные на располагающиеся под корпусом поплавки (обычно 2) сигарообразной формы. Поплавки заменяют шасси и обеспечивают плавучесть. Обычно они используются на небольших (легкомоторных) самолетах, в 20 —30-е гг. на поплавки устанавливали морские истребители.

Самолеты-амфибии представляют собой летающие лодки, снабженные колесным шасси для использования как водных, так и обычных аэродромов; большинство современных военных Гидросамолетов — амфибии. В некоторых экспериментальных Гидросамолетах предусматривалось использование для взлета и посадки так называемых гидродинамических лыж или подводных крыльев, что позволяло достигать больших скоростей и создавать реактивные истребители — летающие лодки. Однако из-за ненадежности такой схемы от нее отказались. Был также построен и испытан экспериментальный истребитель — подводная лодка, способный после посадки погружаться и двигаться под водой, а также взлетать, начиная разбег из подводного положения. Однако проект развития не получил.

В настоящее время истребители-Гидросамолеты не строятся, предпочтение отдано палубной авиации.

В СССР разработкой и испытанием Гидросамолетов занималось КБ им. Г. М. Бериева (г. Таганрог), в котором были созданы, в частности, противолодочный Гидросамолет-амфибия Бе-12 и реактивный Гидросамолет А-10 «Альбатрос», имеющий противолодочный, пожарный и другие варианты.