Авиабомба

Авиабомба (авиационная бомба) — боеприпас, сбрасываемый с летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, в начале XX в. с дирижаблей и аэростатов). Впервые Авиабомба применялись в итало-турецкой войне 1911 —1912 гг. Калибр (масса) А. может достигать 20 т. Мелкие (0,4 — 5 кг) А. сбрасывались вручную, а в наше время они обычно используются в качестве элементов кассетных боеприпасов.

Различают Авиабомбы обычного и вспомогательного назначения. Первые предназначены для поражения различных наземных и морских целей и могут иметь обычный или ядерный заряд; вторые служат для освещения, постановки дымовых завес и т. п. По действию Авиабомбы разделяют на фугасные, осколочные, зажигательные и т. д.

Современные Авиабомбы для поражения малоразмерных (точечных) целей делают управляемыми. Для этого на них устанавливаются механизмы управления (рули) и устройства наведения (по радио, лазерному или радарному лучу и т. п.) или самонаведения (инфракрасные, магнитные, оптические и т. д.). После сброса с носителя такие Авиабомбы наводятся либо в свободном падении, либо корректируют полет при помощи небольшого ракетного двигателя. Разновидностью управляемых Авиабомб являются планирующие бомбы.

Одна из наиболее крупных Авиабомб с обычным зарядом — американская BLU-82. При калибре 6 т за счет применения принципа объемного взрыва и особо мощных взрывчатых веществ радиус сплошных разрушений превышает 0,5 км. Применяется она для разрушения крупных объектов и психологического воздействия на противника (во время операции «Буря в пустыне» в 1991 г. с бомбардировщиков Б-52 было сброшено в общей сложности 11 таких бомб; иракские войска решили, что против них применено ядерное оружие).