Таран

Стенобитное осадное орудие, применявшееся в древности и средневековье для разрушения крепостных стен, ворот и других укреплений. Представлял собой толстое бревно (обычно с металлическим наконечником), подвешенное на цепях или канатах на передвижной раме; в простейшем варианте бревно переносилось и раскачивалось вручную, но такой таран был пригоден только для слабых и плохо обороняемых укреплений.

Осадные тараны снабжались также крышей для защиты от стрел, камней и т. п. Под этой защитой таран придвигали к нужному месту, раскачивали на подвеске вручную или при помощи простейших механизмов и методично наносили удары по одной и той же точке (иногда в течение нескольких суток, сменяя работников). Для пролома стены могли использоваться несколько таранов на одном участке. С появлением осадной артиллерии таран вышел из употребления.

Тараном назывался также выступ на носу боевых кораблей для нанесения удара по корпусу вражеского корабля (обычно в подводной части). Таран чаще всего оковывался медью или имел бронзовый наконечник; такой же наконечник, но в надводной части, назывался проэмблон.

Корабли с тараном появились у древних финикийцев и египтян и строились в Греции, Римской и Византийской империях. К идее использования в морском бою таранного удара вернулись на броненосном флоте конца XIX начала XX в. На многих кораблях того времени (например, на крейсере «Аврора») имелись тараны, по форме напоминавшие античные, однако практического значения это оружие не имело и в бою не применялось. Кроме того, тараном называется прием ведения боя, при котором самолетом, кораблем, танком и т. д. наносится удар по технике, укреплениям и другим объектам противника.