Бомбардировщик

Боевой самолет, предназначенный для уничтожения наземных (морских) целей авиабомбами, ракетами (Бомбардировщик-ракетоносец) или торпедами (Бомбардировщик-торпедоносец). Бомбардировщики появились в годы первой мировой войны.

Бомбы и торпеды обычно подвешиваются в специальном бомбовом отсеке, закрывающемся снизу бомболюком, либо под крыльями и фюзеляжем (внешняя подвеска, бомбодержатели). Ракеты первоначально запускались только с внешней подвески, затем были разработаны выдвижные пусковые установки и ракеты, запускающиеся после отделения от самолета и выхода из бомболюка. Для защиты от истребителей Бомбардировщики оснащаются пушечно-пулеметным или ракетным вооружением. По современной классификации различают тактические, фронтовые и стратегические Бомбардировщики.

Тактические Бомбардировщики наносят удары по малоразмерным (точечным) целям, в том числе на поле боя и в прифронтовой полосе. Они отличаются малыми размерами, бомбовой нагрузкой и радиусом действия, однако во многих случаях по скорости и маневренности приближаются к истребителям, что делает их менее уязвимыми для противовоздушной обороны (ПВО) противника. В настоящее время считается, что функции тактических Бомбардировщиков могут выполнять истребители-Бомбардировщики и штурмовики.

К тактическим относятся и пикирующие Бомбардировщики, появившиеся в 30-е гг. Бомбометание с пикирования (полета со снижением под большим углом к земле) позволяет наносить более точные удары неуправляемыми бомбами, однако требует специально сконструированных самолетов, способных выдерживать большие аэродинамические нагрузки. Первым удачным и массовым пикирующим Бомбардировщиком был немецкий одномоторный «Юнкерс-87». С развитием средств прицеливания и управляемого оружия необходимость в пикирующих Бомбардировщиках отпала.

Фронтовые Бомбардировщики предназначены для нанесения ударов по важным объектам в глубине обороны противника. Их называют также средними Бомбардировщиками — как по бомбовой нагрузке, так и по радиусу действия. Современные фронтовые Бомбардировщики — сверхзвуковые, всепогодные, с радиусом действия до 2000 км и бомбовой нагрузкой до 10 —12 т.

Стратегические (дальние, тяжелые) Бомбардировщики предназначены для ударов большой мощности по территории противника, особо важным объектам и районам, находящимся на большом удалении от баз. Несут большую бомбовую нагрузку (до 20 — 25 т), радиус действия современных стратегических Бомбардировщиков около 3 — 5 тыс. км, с учетом дозаправки в воздухе практически не ограничен. Наибольшую дальность действия без дозаправки имеют Бомбардировщики с турбовинтовыми двигателями, например, советский Ту-95.

Особенно широко использовали тяжелые Бомбардировщики США. Во время второй мировой войны массированные удары наносились самолетами Б-17 «Летающая крепость» и Б-29 «Сверхкрепость».

Для защиты от истребителей они были оснащены большим количеством (до 10—15) крупнокалиберных пулеметов, бомбометание велось с высоты более 5 — 7 км, чтобы уменьшить плотность и прицельность зенитного огня. С такой высоты точное бомбометание было невозможно, поэтому применялись так называемые «ковровые» бомбардировки — большим количеством бомб по значительной площади. В результате поражались не только цели, но и расположенные рядом с ними гражданские объекты.

«Ковровые» бомбардировки использовались и во Вьетнаме с применением реактивных стратегических Бомбардировщиков Б-52. В настоящее время стратегические Бомбардировщики проектируются ракетоносными (до 20 — 25 крылатых ракет), сверхзвуковыми — для быстрого подлета к точке пуска и выхода из зоны действия ПВО противника. Примерами таких Бомбардировщиков являются американский Б-1 и советский Ту-160.

Большие надежды возлагались на Бомбардировщик Б-2 «Стелс», однако в настоящее время признано, что он не обладает заметными преимуществами перед другими самолетами.