Корабль, имеющий воздуходувные агрегаты для создания под корпусом воздушной подушки — объема повышенного давления, приподнимающего корабль над водой и тем самым снижающего сопротивление среды движению (в воздухе оно в 800 раз меньше, чем в воде). Это позволяет развивать скорость 50 — 81 узел (74—150 км/час). Создание воздушной подушки обеспечивается двигателями и вентиляторами (компрессорами) наддува и либо гибким ограждением по периметру корпуса, либо жесткими частями корпуса (скегами) по бортам и гибким ограждением на носу и корме. Движителями служат обычно воздушные винты. КВП способны преодолевать ровные участки суши, льда, мелководья и болота; кроме того, при движении они практически неуязвимы для минного и торпедного оружия и не обнаруживаются гидролокаторами подводных лодок. Поэтому в ряде флотов они используются в качестве десантных кораблей и десантно-высадочных средств, позволяющих высаживать не только пехоту, но и бронетехнику непосредственно на берегу (в некоторых случаях на значительном удалении от береговой линии). Есть патрульные КВП, разработаны проекты противолодочных и ракетных кораблей (преимущественно по скеговой схеме как наиболее мореходной).