Самолет, отрывающийся от поверхности без предварительного разбега, за счет реактивной струи двигателя (основного или специального). Называется также СКВВП — самолетом короткого и вертикального взлета и посадки; использутся в морской (палубной) авиации.
Первый удачный боевой СКВВП — тактический истреби-тель GR.3 «Харриер» (выпускается также в США под названием AV-8A). Самолет взлетает за счет основного двигателя, реактивная струя при взлете направляется под него при помощи специальных поворотных сопел — дефлекторов (по 2 с каждого борта); такая схема придает самолету уникальную маневренность. Радиус действия «Харриера» — до 520 км, максимальная бомбовая нагрузка — 2300 кг (у американского варианта AV-8B — 300 км и 4000 кг соответственно).
Самолет не может эффективно использоваться как перехватчик из-за относительно низкой (дозвуковой) скорости.
По образцу «Харриера» в СССР был построен палубный истребитель Як-38, однако несмотря на внешнее сходство он имел 2 двигателя и несколько иную систему взлета и посадки. Уникальный сверхзвуковой истребитель КВВП Як-141 был построен и испытан, но в серию не пошел из-за финансовых трудностей и прекращения строительства авианесущих кораблей в России.