Одно из направлений развития вооружения иностранных армий и полицейских сил — создание оружия несмертельного действия (временно выводящее из строя). Для сокращения потерь в живой силе с обеих сторон предлагается использовать различные устройства — психотронные, ослепляющие, парализующие ит. п., выводящие из строя технику и вооружение без угрозы для жизни экипажей и расчетов и т. д.
Например, предлагается использовать лазеры для временного ослепления стрелков и наводчиков противника, СВЧ-излучение — для уничтожения электронных устройств. Для стрельбы по живой силе предлагается применять боеприпасы, образующие прочные клейкие нити, сковывающие движения попавшего в них человека. Быстростынущий клей предполагается использовать и для борьбы с техникой: колесные или гусеничные машины, попавшие в зону действия снаряженной таким клеем мины, либо приклеиваются к грунту и теряют подвижность, либо из-за налипшего грунта не могут быстро передвигаться. Другой способ снижения проходимости техники заключается в использовании на дорогах веществ, резко снижающих сцепление машин с дорогой («сверхсмазка»), из-за чего техника начнет буксовать и потеряет подвижность.
Использование различных химических веществ (раздражающего и психохимического действия) должно привести к потере личным составом боеспособности из-за слезотечения, рвоты, сонливости, психических расстройств. Такие отправляющие вещества уже давно состоят на вооружении, но применение их в общем комплексе «Гуманное оружие» должно заметно повысить его эффективность.
Одними из первых принятых на вооружение образцов «Гуманного оружия» можно считать различные полицейские спецсредства: резиновые пули большого калибра и специальные пакеты с дробью, сбивающие человека с ног, гранаты со слезоточивый газом, так называемые «шоковые гранаты» (при подрыве создающие сильную вспышку и звуковой эффект, приводящие к временной потере противником ориентации; например, спецсредство «Заря», применяемое группами захвата МВД).
В целом эффективность «Гуманного оружия» в условиях современной войны, по мнению ряда специалистов, будет недостаточной, поэтому большее внимание уделяется методам разрушения инфраструктуры противника (транспорт, энергоснабжение и т. п.), а также ведению информационно-психологической войны.