Военный гребной или парусно-гребной корабль. Известен с древности, наибольшее распространение получил в средневековье. Отличается одним рядом весел. Иногда к галерам неправильно относят биремы, триремы (триеры) и другие гребные корабли с несколькими рядами весел, распространенные в Древней Греции, Риме и Византии.
Галеры нового времени (XVI — XVIII вв.) имели по 4 — 6 гребцов на одно весло, 1 — 2 мачты (обычно с косыми парусами), пушки (на ранних — метательные машины), иногда таран. Длина до 60 м, экипаж (включая гребцов и солдат) до 450 человек. Галеры составляли основу галерных гребных флотов, существовавших до XVIII в. Галерный флот мог действовать как в прибрежных районах, так и в открытом море; наибольшее распространение получил на внутренних морях (Балтийском, Средиземном, Черном). В России создан Петром I; в 1714 г. у п-ова Гангут разбил шведский парусный флот. В ряде стран гребцами на галерах были преступники, приговоренные к каторжным работам, или рабы.
Более крупным, по сравнению с галерой, гребным кораблем был галеас. Он имел один ряд весел (по 9 — 10 гребцов на весло), 3 мачты с косыми (латинскими) парусами, длину до 80 м и экипаж 800 — 1200 человек. Вооружение составляли надводный таран и до 70 орудий различного калибра. Состоял на вооружении европейских стран в XVI — XVII вв.
В XIX в. галерный флот теряет свое значение в связи с изменениями в военно-морском вооружении и тактике, а с появлением пароходов полностью исчезает.