Бомбарда

Примитивное артиллерийское орудие. Появилось в начале XIV в. Вначале стволы бомбард изготавливались из железных полос, соединенных обручами. Казенная часть ствола закрывалась не полностью, и при выстреле пороховые газы прорывались за орудие, что было опасно для расчета и требовало особых мер предосторожности. Иногда пороховой заряд помещался в железную камору — подобие современных гильз. Такая камора закреплялась на казенной части ствола скобами или клиньями. Все орудие размещалось на деревянном лафете, к которому ствол крепился железными полосами.

Первые бомбарды были небольшого калибра и предназначались в основном для обороны городов или укрепленных позиций. К концу XIV в. их начали применять при осадах крепостей, что привело к увеличению калибра и веса орудий, т. к. для разрушения стен требовались тяжелые снаряды. В начале XV в. калибр бомбард увеличился до 25 дюймов (635 мм), однако в большинстве случаев связанные со сверхмощными бомбардами надежды не оправдывались — из-за малой скорострельности, сложности, дороговизны и несовершенства изготовления и использования орудий. Иногда бомбарда взрывалась при выстреле вместе с расчетом и боеприпасами, нанося большой урон своим войскам.

В отличие от сверхмощных осадных, бомбарды меньшего калибра оказались более надежными и эффективными. Их стволы изготовлялись литьем из чугуна или бронзы, на них появились цапфы — выступы, позволявшие крепить орудие на лафете подвижно и наводить его по вертикали при помощи простых механизмов. Лафеты бомбард, использовавшихся сухопутными войсками, устанавливали на колеса — так появилась полевая артиллерия. Морские бомбарды вначале устанавливали на неподвижных или скользящих лафетах и заряжали с казенной части при помощи каморы, затем лафет установили на катки и бомбарды начали заряжать с дула. Усовершенствованные бомбарды в XVI в. начали называть пушками.