Боевой самолет тактической авиации, предназначенный для нанесения ударов по наземным и морским целям (в первую очередь малоразмерным и подвижным) непосредственно на поле боя, в условиях сильной противовоздушной обороны.
Одним из первых специально спроектированных Штурмовиков был советский Ил-2. Этот самолет выпускался в 1941 —1944 гг.; имел бронированные двигатель и кабину, специальные безопасные баки, мощное вооружение: две 23-мм автоматические пушки, до трех 12,7-мм пулеметов (один — в кабине стрелка-радиста для защиты самолета от атаки сзади), четыре-восемь 82-мм реактивных снарядов, до 500-600 кг бомб.
Современные Штурмовики имеют взлетную массу 7 — 25 т, дозвуковую скорость полета (до 1100 км/ч), радиус действия 500— 1000 км, автоматические пушки калибра 20 — 30 мм, боевую нагрузку до 7 тонн. Ракетно-бомбовое вооружение подвешивается под крыльями и фюзеляжем (8—12 точек подвески), может включать различные авиабомбы и авиационные ракеты (ПТУР, кассеты с неуправляемыми ракетами калибра 70—152 мм, для самообороны — ракеты класса воздух — воздух). Бортовая аппаратура позволяет выполнять боевые задачи в любую погоду днем и ночью и поражать различные цели (например, танки уничтожаются на дальности до 8 км; неуправляемая бомба с высоты 5 км попадает в круг радиусом 25 м).
Для защиты от огня противника (особенно ПЗРК и мало-калиберной зенитной артиллерии) корпус или важнейшие узлы (двигатели, баки, кабина) Штурмовика бронируются с использованием титановых сплавов; для повышения живучести устанавливаются 2 двигателя и ряд приспособлений. В результате Штурмовик являются наиболее устойчивыми к зенитному огню противника самолетами.
Так, американский Штурмовик А-10 «Тандерболт» во время войны в Югославии получил прямое попадание ракеты, оторвавшей двигатель, и благополучно сел на базе. Аналогичный случай был в Афганистане, когда Штурмовик Су-25 «Грач» был дважды подбит ПЗРК «Стингер», повредившими двигатель и оторвавшими часть хвостового оперения, загорелся, но совершил посадку на своем аэродроме.